Крученых Алексей, Хлебников Велимир. Игра в аду


   Согласно воспоминаниям Кручёных, наброски его первой поэмы – «строк 40–50» – были дополнены Хлебниковым: «Велимир уселся и принялся приписывать к моим строчкам сверху, снизу и вокруг – собственные» (А.Е.Кручёных. Наш выход. М., 1996. С.49). По мнению Н.И.Харджиева, истоки замысла «этой, по определению Кручёных, “сделанной под лубок издёвки над архаическим чёртом” восходят к повести Н.В.Гоголя “Пропавшая грамота”, центральное место в которой занимает сцена игры в карты между героем и чертями» (Н.И.Харджиев. Судьба Кручёных // Харджиев 1997. Т. 1. С.300). Также заметна определённая близость к популярному в классической украинской литературе жанру «бурлескной» комедии («Энеида» И.П.Котляревского). Р.О.Якобсон указал на ещё один возможный источник – неоконченные наброски и, главное, рисунки А.С.Пушкина к поэме «Влюблённый бес», впервые опубликованные в конце 1900-х в популярном тогда издании С.А.Венгерова (Р.Якобсон. Игра в аду у Пушкина и Хлебникова // Сравнительное изучение литератур: Сб. ст. к 80-летию академика М.П.Алексеева. Л., 1976. С.35–37).

Читать...
Источник: Энциклопедия русского авангарда https://rusavangard.ru/online/history/igra-v-adu/